English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2008 г. №1(12)

Становление методов лечебного питания в древнем Китае

В.Г. Лазаренко
ГОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» (г. Ижевск)
Диетотерапия является древнейшей частью традиционной китайской медицины (ТКМ). При этом она всегда имела не вспомогательный характер, а была основой эффективности других методов лечения. Между тем, в России практически нет серьезных исследований на данную тему, и даже популярных материалов немного. Это породило, учитывая известный интерес к ТКМ, немало спекуляций, касающихся происхождения и содержания лечебного питания. Такое положение вещей представляется недопустимым при решении задачи использования достижений ТКМ в современной практике.
Изучение древнекитайских источников показывает, что возникновение основ лечебного питания в ТКМ относится ко времени Шэньнуна, который правил, согласно традиционной хронологии, в первой половине III тыс. до н.э. В Китае никогда не было сомнений в том, что именно он заложил основы самого первого в мире фармакологического руководства «Шэнь-нун бэнь цао цзин» (Канона травоведения Святого Земледельца) и разделил все лекарства на три разряда. К первому из них, высшему, были отнесены «небесные средства» шан пин, которые способствовали «питанию жизни». По сути, это продукты питания, т.к. из текста Канона следует, что они нетоксичны, их длительное употребление не наносит вреда организму и «укрепляет тело». Интересны также сведения о целительских достижениях И Иня, высшего сановника начала эпохи Шан (XVIIXI вв. до н.э.), сделавшего государственную карьеру, кстати, благодаря глубоким познаниям в лечебном питании: «Его стряпня вызвала бурное одобрение Тан-вана (родоначальник династии Шан) и его гостей… Тан-ван беседовал с И Инем на различные темы, начиная с приготовления редких блюд и вплоть до управления страной» [7, с. 217]. Занятия И Иня медициной привели к тому, что он «на основании трактата «Шэнь-нун бэнь цао» стал приготавливать лечебные отвары и настои и сделал законы смены субстанций инь и ян главными в медицине (т.е. стал первым, кто практиковал ТКМ на протонаучной основе – Авт.), что дало возможность спасать жизни людские от преждевременной смерти» [6, с. 40]. Известно, что эффективность диагностики и лечения в ТКМ основана на использовании принципов у син (пяти элементов, а точнее – пяти переходов), учение о котором окончательно сформировалось к III в. до н.э. Однако его истоки имеют гораздо более давнее происхождение, начиная с неолитических сообществ, когда во многих регионах мира, в т.ч. в Китае, как показано нами ранее [2], шаманская практика привела к появлению первых классификаций растений и животных. К концу эпохи Шан «… иньцы имели, как мы узнаем из надписей на гадательных костях, концепцию у фан (пяти сторон). Эта концепция, несомненно была предвестником идеи о пяти элементах стихии у син» [8, с. 51]. После того, как чжоусцы поработили иньцев, они переняли у них практику использования принципов у фан (восток, юг, центр, запад, север) во многих сферах деятельности, включая диетологию, выросшую на основе строго следования сезонным правилам жертвоприношений духам умерших предков: «Дворцовые повара – паожэни поставляли изысканные яства для жертвоприношений, деликатесы для траурных обрядов и дары из птиц и животных для гостей… Во всех случаях использования даров из птиц и [животных – паожэни действовали следующим образом]: весной [при жертвоприношениях и приеме гостей] использовали ягнят и поросят, а готовили их на говяжьем жиру; летом использовали вяленых фазанов и вяленую рыбу, а готовили их на собачьем жиру; осенью использовали телят и оленят, а готовили их на свином сале; зимой использовали свежую рыбу и гусей, а готовили их на бараньем жиру» [4, т.1, цз. 7, с. 257–267]. Особое значение при этом придавалось трапезе ...
Заказать в интернет-магазине
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU