English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2009 г. №2(17)

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОТОНАУЧНОЙ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

В.Г. Лазаренко
Факультет повышения квалификации, Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск)
РЕЗЮМЕ

Время формирования основ традиционной китайской медицины (ТКМ) относится к III тыс. до н.э. При этом главная роль отводится правителю Хуан-ди. Однако он не самостоятельно разработал основы ТКМ, а организовал и направлял деятельность целого ряда выдающихся врачевателей – Ци-бо, Лэй-гуна, Тун-цзюня и других, заложивших протонаучные теоретические основы ТКМ и разработавших ее основные методы.
Ключевые слова: традиционная китайская медицина, ранний период, протонаучная теория, Хуан-ди, Ци-бо, Лэй-гун

Эффективность и безопасность многих методов традиционной китайской медицины (ТКМ) делает их практически привлекательными в контексте реализации современной концепции интегративной медицины. Однако только неукоснительное следование теоретическим принципам ТКМ, разработанным еще в глубокой древности, способно обеспечить ее адекватное применение сегодня. С другой стороны, ранние этапы становления ТКМ остаются в российской науке недостаточно исследованными. Это повлекло целый ряд недоразумений и, порой, даже дискредитацию подлинных возможностей ТКМ. На наш взгляд, глубоко понять специфику ее теории поможет только детальное историографическое исследование. В свою очередь, осознание протонаучного характера методических подходов сделает возможным системное использование ТКМ сегодня.
Время правления Сань Хуан – «трех совершенномудрых государей – первопредков»: Фу-си, Шэнь-нуна и Хуан-ди, т.е. первая половина III тысячелетия до н.э., является, как считает традиция, не только временем формирования общих основ культуры Китая, но и ТКМ. В качестве ее родоначальников Сань Хуан изображались на «народных картинах» всегда вместе [11, илл.16]; в их честь, как медицинским божествам, сооружались совместные храмы [1, с.85]. Так подчеркивалась не только роль каждого из великих культурных героев в развитии ТКМ, но и их преемственность. Данные китайских источников о деятельности Фу-си и Шэнь-нуна обобщены нами в одной из предыдущих работ [8]. Наиболее значительным всегда признавался вклад Хуан-ди, причем в становлении не только ТКМ, но и китайской цивилизации в целом (недаром, начиная с династии Западная Чжоу, все императоры считали себя прямыми потомками Желтого императора – Хуан-ди). Для российской медицинской историографии примечательно, что краткие сведения о роли Хуан-ди в развитии медицины, приведенные П.А. Корниевским еще в середине XIX в. [7, с.16], с тех пор не пополнялись, а напротив, нередко искажались. В китайских, в том числе немедицинских, источниках имеется немало разрозненных данных о ТКМ времен Хуан-ди, однако попыток их критического обобщения у нас в стране, да и на Западе до настоящего времени практически не было. Это, в свою очередь, послужило почвой для необоснованно категоричных суждений: от безусловного авторства Хуан-ди в написании главного канона ТКМ «Хуан-ди нэй цзин» до полного отрицания самого существования Хуан-ди.
О том, как Хуан-ди стал верховным правителем, сообщает великий историк Сыма Цянь: «Хуан-ди – потомок [рода] Шao-дянь, носил фамилию Гунсунь и имя Сюань-юань. От рождения он обладал необыкновенными дарованиями, младенцем уже умел говорить, в детстве отличался смышленостью, в отрочестве – сообразительностью, а став совершеннолетним, проявлял большую ясность ума. Ко времени Сюань-юаня род Шэнь-нуна хирел из поколения в поколение…владетельные князья прибыли ко двору, с изъявлением учтивости и покорности… провозгласили Сюань-юаня Сыном неба, сменив [таким образом] род Шэнь-нуна. Так вот и стал Хуан-ди императором» [16, с.133–134].
При этом, в том числе в контексте изучения древнейшей истории ТКМ, важны предания о том, что предки китайцев, населявших долину Хуанхэ, пришли откуда-то с Запада. Небезынтересны работы синологов новейшего времени – Т. Лакупри, Дж. Легга, С. М. Георгиевского, чьи выводы о том, что племенной лидер Хуан-ди привел своих людей из Междуречья через Хорасан и Туркестан на территорию современного Китая, став «основателем китайской нации», поскольку соединил разобщенные до того племена, до сих пор не опровергнуты [10, с. 62–67, 356–366]. Как бы то ни было, именно с Хуан-ди китайская традиция связывает важнейшие культурные достижения: изобретение колесниц (отсюда его имя: сюань – «колесница» и юань – «оглобля»), которые, как показали археологические исследования, появились в долине Хуанхэ как бы «внезапно», а также изобретение топора, ступки, лука и стрел, платья и туфель, литейного дела.
Вместе с этим, Хуан-ди был достаточно типичным для своего времени (годы его жизни традиционно относятся к середине III тыс. до н. э.) вождем-шаманом, причем, очевидно, достаточно могущественным. Этот факт подтверждают сведения о том, что он считался олицетворением магических сил земли (отсюда, по принципам симпатической магии, его связь с желтым цветом), а также изображался четырехглазым и четырехликим, что подчеркивает сильный шаманский характер образа Хуан-ди [14]. Об этом же недвусмысленно свидетельствуют другие древние предания: «После того, как Хуан-ди изловил байцзе – говорящего зверя, наделенного всеведением (то есть духа знания), и зафиксировал в виде рисунков и подписей к ним полученные от него сведения о вредоносных духах, ему «стало очень удобно управлять нечистой силой» [6, с. 95, 96]. Гэ Хун подчеркивает: «Он сразу смог заставить служить себе множество одухотворенных существ» [5, с.204].
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев В. М. В старом Китае: Дневники путешествия 1907 г. – М.: Изд. Вост. лит., 1958. – 312 с.
2. Алексеенко И. П. Очерки о китайской народной медицине. – К.: Медгиз УССР, 1959. – 212 с.
3. Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифология Древнего мира / Пер. с англ. – М.: Глав. ред. вост. лит. изд. «Наука», 1977. – С. 366–404.
4. Гань Бао. Соу шэнь цзи (Записки о поисках духов) / Пер. с кит. Л.Н. Меньшикова. – СПб.: «Петербургское востоковедение», 1994. – 576 с.
5. Гэ Хун. Баопу-цзы / Пер. с кит., коммент., предисл. Е.А. Торчинова. – СПб: «Петербургское востоковедение», 1999. – 384 с.
6. Китайская мифология: Энциклопедия. – М.: «Эксмо»; СПб.: «Мидгард», 2007. – 415 с.
7. Корниевский П.А. Материалы для истории китайской медицины. — Тифлис: Тип. С. Г. Меликова, 1877. – 112 с.
8. Лазаренко В. Г. Древнейший период медицины Китая // Традиционная медицина. Восток и Запад, 2007. – Т.4, №1 (12). – С. 41–46.
9. Люй ши чуньцю (Весны и осени господина Люя) / Пер. с кит. Г. А. Ткаченко. – М.: «Мысль», 2001. — 525 с.
10. Маслов А. А. Утраченная цивилизация. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 520 с.
11. Редкие китайские народные картины из советских собраний. – Л.: «Аврора»; Пекин: «Народное искусство», 1991. – 46 с., 206 илл.
12. Рифтин Б. Л. Бянь-цяо // Мифы народов мира. Т. 1. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – С. 204–205.
13. Рифтин Б. Л. Лэй-гун // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – С. 82.
14. Рифтин Б. Л. Хуан-ди // Мифы народов мира. Т. 2. – М.: «Советская энциклопедия», 1982. – С. 605–606.
15. Современная трактовка Желтого Владыки / Пер. с древнекит. и коммент. Д.Ф. Аланова. – К.: Ника-Центр, 2006. – 306 с.
16. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) [в 9 тт.]. Т.1 / Пер. с кит. Р. В. Вяткина и В. К. Таскина. – М.: «Вост. лит.» РАН, 2001. – 415 с.
17. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) [в 9 тт.]. Т. 8 / Пер. с кит. Р. В. Вяткина и А. М. Карапетянца. – М.: «Вост. лит.» РАН, 2002. – 510 с.
18. У Жусун, Ван Хунту, Хуан Ин. «Искусство войны Сунь-цзы» и искусство исцеления / Пер. с кит. – М.: «София»; СПб.: «Северо-Запад», 2004. – 336 с.
19. Хуайнань-цзы (Философы из Хуайнани) / Пер. с кит., вступл., прим. Л. Е. Померанцевой. – М.: «Мысль», 2004. – 430 с.
20. Хуан-ди нэй цзин. Лин шу (Трактат Желтого императора о внутреннем. Ось духа) / Пер. с кит. Б. Б. Виногродского. – М.: Профит- Стайл, 2007. – 277 с.
21. Хуан-ди нэй цзин. Су вэнь (Трактат Желтого императора о внутреннем. Вопросы о простейшем) / Пер. с кит. Б. Б. Виногродского. – М.: Профит-Стайл, 2007. – 382 с.
22. Чжоу Шу. Цан-цзе чуань шо хуэй као (Собрание разысканий, касающихся преданий о Цан-цзе) // Вэнь сюэ нянь бао (Классифицированное по разделам собрание статей из журнала «Литературный ежегодник»), 3, 1969. – С. 3–9.
23. Чэнь Син-сюань. И шу (Изложение медицины) / Пер. с кит. Б. Б. Виногродского. – М.: «Профит-Стайл», 2002. – 312 с.
24. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. с кит. Б. Л. Рифтина. – М.: Глав. ред. вост. лит. изд. «Наука», 1987. – 527 с.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU