Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2009 г. №3(18)

АНАЛИЗ ЛИЧНОСТИ (НЕО)ШАМАНОВ

Е.А. Мещерякова
Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения Росздрава (г. Москва)
РЕЗЮМЕ

Целью исследования являлось сравнение 4 групп шаманов, различающихся по национальному признаку и по месту постоянного проживания, выявление и описание основных факторов, определяющих их психологические особенности как носителей уникальных и экстраординарных способностей, составление психологического портрета шамана.
В качестве методического материала для психологического обследования всем респондентам был предложен блок методик, куда входили следующие тесты:
- тест МРI (Айзенка);
- методика РТС (решение трудных жизненных ситуаций);
- проективный тест Роршаха;
- тест цветовых предпочтений Люшера;
- модифицикация проективной методики «Несуществующее животное»;
- анкета оператора, заполняемая только шаманом;
- анкета самооценки психофизиологического состояния во время камлания.
В обследовании приняли участие 49 шаманов и 52 человека контрольной группы.
1. Составлен психологический портрет шамана.
2. Шаманы в своём большинстве имеют сильный устойчивый тип нервной системы.
3. Шаманы имеют хорошо развитые механизмы для снижения психического напряжения.
4. Для шаманов характерна слабо выраженная индивидуальность, стереотипия и стандартность мышления.
5. Уровень фантазирования у шаманов неожиданно низок.
6. Во время процесса камлания в организме шамана происходят психофизиологические изменения, ситуативно-связанные именно с этим видом деятельности.
Ключевые слова: шаманы, психологическое исследование, оздоровление, традиционная медицина, народная медицина, целительство, изменённые состояния сознания

Социально-психологическое исследование людей, практикующих шаманские техники и обладающих способностью входить в измененное состояние сознания, является частью обширного интердисциплинарного исследования, проводимого «Центром по изучению шаманизма и иных традиционных верований и практик» Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН с 2000 года по настоящее время. Оно проходило в рамках проекта РГНФ (№02-06-00042а, №03-06-18003е; руководитель д.ист.н. В.И. Харитонова) в 2002–2004 годах в Москве, республиках Горный Алтай, Тыва, Хакассия и Бурятия [1, 2].
ВВЕДЕНИЕ
Шаманизм является частью духовной и материальной культуры большого количества народов мира. Шаманы на протяжении веков, тысячелетий брали на себя функции предсказателей или целителей при отсутствии врачей. К этим традиционным национальным техникам оздоровления прибегают люди и в настоящее время. Почти все методы такого воздействия осуществляются специальными людьми, которые обладают, или предполагается, что они обладают, определенными уникальными способностями к выполнению этих видов деятельности: это лекарская практика, ясновидческие поиски и т.п. [3].
Встает вопрос, почему шаманов необходимо изучать отдельно от, например, экстрасенсов, биоэнерготерапевтов или целителей? Дело в природе действующего фактора: носители аналогичных шаманам функций в «западной» традиции сознательно делают выбор в пользу этого особого образа жизни и деятельности, они руководствуются определенными личностными предпочтениями и механизмами. В отличие от них шаманы «вынужденно» приходят к этому виду деятельности. Сначала они переживают развивающуюся во времени «шаманскую болезнь», затем начинают работать в данной области, зачастую оставив предыдущую профессию, пренебрегая образованием и годами накопленным опытом, дабы сохранить свое здоровье, а подчас и свою жизнь. Некоторыми людьми этот дар воспринимается негативно, как обременительный и мучительный, потому что если они вынужденно или сознательно в течение какого-то времени не могут заниматься камланием, то «шаманская болезнь» возвращается, сначала в легкой форме, а затем с нарастанием интенсивности. Случается, что новоявленный шаман обращается к Высшим силам или к духам предков с просьбой не награждать его этим даром или забрать у него этот дар.
Кроме того, если экстрасенсы «западной традиции» самостоятельно выбирают тот вид деятельности, который считают предпочтительным – диагностика, целительство, предсказания и т.п., то шаманы приобретают необходимые для своей деятельности свойства комплексно, в дальнейшем лишь по мере надобности совершенствуясь в них.
Целью настоящего исследования явилось изучение психологических особенностей личности шамана, как носителя экстраординарных способностей, активизирующихся при измененном состояним сознания, для определения его актуального психического состояния; трансформацию личности и эмоциональной сферы, вносимую этим видом деятельности в личность; разграничение психопатологии и нормального функционирования личности в социуме – исследование адекватных поведенческих действий [4, 5, 6 7].
...
Заказать в интернет-магазине

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Харитонова В.И. Некоторые проблемы воздействия шамана, колдуна, целителя на человека и окружающую среду // Сб. «Экология и традиционные религиозно-магические знания». Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума, Москва-Абакан-Кызыл, 2001 г.
2. Харитонова В.И., Свидерская Н.Е., Мещерякова Е.А. «Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований» // Сб. «Полевые исследования института Этнологии и Антропологии 2004». – М.: Наука, 2006. – С. 128–149
. 3. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. – М.: Наука, 2006.
4. Гальперин Я.Г. Значение психологического фактора в тестировании народного целителя // Сб. научных трудов ВНИЦТНМ «Эниом». – М., 1993.
5. Мещерякова Е.А. Сверхвозможности посвященных: результаты психологической экспертизы // Сб. материалов международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики». – Москва, Россия, 1999. – Том №5. – С. 186–193.
6. Мещерякова Е.А. Опыт изучения личности детей-феноменов // Сб. «Года исканий и открытий», научные труды ВНИЦТНМ «Эниом» / Под ред. проф. Я.Г. Гальперина. – М., 2002. –С. 129–136.
7. Мещерякова Е.А. Психологический портрет цели- теля – результаты комплексного исследования биоэнерготерапевтов // Материалы Международного Форума «Интегративная медицина», сб. научной конференции «Технологии развития сознания в традиционных медицинских системах народов мира». – Вып. №1, Москва, 2006. – С. 78–82.
8. Харитонова В.И. Портреты народных целителей России. – М., 1995.
9. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. Институт этнологии и антропологии РАН. – М., 1999.
10. Харитонова В.И. Некоторые проблемы и методы исследования традиционных магико- и религиозно- мистических практик и их современных инноваций. Материалы международного конгресса «Шаманизм и иные традиционные верования и практики // В сб. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, т. 5, часть 1, Москва, Россия, 1999. – С. 59–69.
11. Украинцева Ю.В. Результаты нейрофизиологического обследования коренных жителей Агинского БАО и Республики Бурятия, занимающихся шаманской практикой // Материалы международного интердисциплинарного научно-практического конгресса «Сакральное глазами «профанов» и «посвященных»». Москва. 21 – 30 июня 2004 г. – М.: ИЭА РАН, 2004 – С. 252–261; Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верования и практикам. Т. 10.
12. Мещерякова Е.А. Психологическое исследова-ние женщин – (нео) шаманок // Женщина и возрождение шаманизма: постсоветское пространство на рубеже тысячелетий. Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам. – М.: ИЭА РАН, 2005. – Том. №11. – С. 303–322.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU