English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2012 г. №1(28)

ИСТОКИ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ – В СЕВЕРНОМ ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

В.Г. Лазаренко
Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск)

Sources of ancient medicine – in north black sea region

V.G. Lazarenko
Izhevsk state medical academy (Izhevsk, Russia)
РЕЗЮМЕ
Имеется серьезное заблуждение, в значительной мере искажающее истинный процесс появления и развития античной медицины и касающееся фундаментального воп-роса: «Кем, когда и где были созданы ее основы»? Многие данные античных источников и находки археологов, не введенные до сих пор в медицинскую историографию, убедительно показывают, что начальный этап развития проходил не в собственно Греции, а на северных берегах Черного моря. Главные действующие лица данного процесса – Прометей, Аполлон, Асклепий, Ахилл имели не греческое происхождение и были, вероятно, древнейшими вождями-шаманами.
Ключевые слова: традиционная медицина, Прометей, Аполлон Врач, Асклепий, Ахилл, шаман, Северное Причерноморье, индоевропейцы.


RESUME
Is there a serious error to a great extent distorting the veritable process of appearance and development of ancient medicine and touching a fundamental question: by «Whom, when and where were her bases» created? Many data of ancient sources and finds of archaeologists, not entered until now in medical historiography, show convincingly, that the initial stage of development passed not in actually to Greece, and on the north banks of the Black sea. Main acting persons of this process is Prometheus, Apollo, Asclepius, Achilles had the not Greek origin were, probably, by the most ancient leaders-shamans.
Keywords: traditional medicine, Prometheus, Apollo Doctor, Asclepius, Achilles, shaman, North black sea Region, Indo-Europeans.

Введение

Практикующим традиционную медицину сегодня нельзя забывать важнейшие положения. Во-первых, все самые авторитетные традиционные системы сформировались еще в древности, т.е. до рубежа нашей эры. Во-вторых, согласно традиционным представлениям, лекарство всегда считалось способным победить болезнь лишь в том случае, если целитель знал не только историю происхождения данного лекарства, но также историю происхождения данной болезни, основанную на эволюции всего сущего от начала времен [23, с. 32–33]. Это обязательно и сегодня для традиционных целителей всего мира, независимо от региона, и служит главным показателем системности, глубины их подготовки – зачастую эффективной, чтобы об этом ни говорили в цивилизованном мире. Отсюда следует, что специалист традиционной медицины просто обязан знать историю древней медицины, по крайней мере – того региона, откуда происходит та или иная система лечения и профилактики. С другой стороны, следует признать, что осведомленность современных врачей, в том числе отечественных, об истинной истории медицины Древнего мира, когда не просто накапливались знания и умения, но и формировалось научное мышление, весьма мала. Учебники истории медицины, по которым сейчас учатся студенты первого курса, даже не коснувшиеся понимания природы медицины, составлены сообразно устаревшим представлениям о недостаточной способности молодежи воспринимать сложную информацию. Поэтому сведения о достижениях древних сообщаются, как правило, лишь в виде неаргументированных тезисов и идеологически выдержанно. Это явно не соответствует сегодняшним характеристикам и возможностям, потребностям будущих специалистов, тем более – в контексте перспектив интегративной медицины. Не в лучшей ситуации находятся и уже практикующие врачи – их ведь «знакомили» с историей древней медицины, как правило, точно так же. Требуется системный подход к изучению происхождения и развития медицинских знаний и умений, к истории формирования научных подходов в медицине. Вместо этого нам предлагается лишь некий список «отцов медицины», взятый из западных источников более века тому назад, с приложением к нему отрывочных сведений, нередко ошибочных, об их отдельных достижениях. Подобная традиция очень давняя. Так, подытоживая важнейшие медицинские достижения древних, последний античный мифограф Гигин кратко сообщает: «Кентавр Хирон, сын Сатурна, первый стал лечить травами и открыл хирургическое врачевательное искусство, Аполлон стал первым врачевать глаза, Асклепий же открыл общее врачевание» [4, с. 170, 293]. И если для древних этого, видимо, было достаточно в силу знания вопроса, то сегодня такой фрагментарный подход приводит не к системному знанию, а к непониманию даже базовых вещей.

Например, имеется серьезное заблуждение, в значительной мере искажающее истинный процесс появления и развития античной медицины и касающееся фундаментального вопроса: «Кем, когда и где были созданы ее основы»? Учебники здесь начинают повествование, чуть ли не сразу с Гиппократа, мельком упоминая медицинские школы, некоторые из которых, кстати, были весьма развиты задолго до него. Однако, если обратиться к древнегреческим источникам, то перед нами возникает картина событий, произошедших едва ли не на тысячелетие раньше, по крайней мере – в догомеровские времена. Дело в том, что у греков, в отличие от большинства народов, в мифах сохранились реальные сведения об их доисторическом прошлом. Самые серьезные исследователи считают, что, во избежание принципиальных ошибок, следует уйти от примитивной, «сказочной» трактовки мифов, а воспринимать их как серьезнейший и важнейший исторический источник [12, с. 17–19, 144]. Для реконструкции дописьменной истории, в том числе медицины, крайне необходимо встать на позиции древнейших представлений, согласно которым боги и герои были реальными историческими фигурами, память о которых сохранялась у греков, несмотря на «культурную революцию» Гомера и жесткие преследования инакомыслящих в классических Афинах. Вожди протогреческих племен для успешнос-ти всей своей деятельности просто обязаны были быть, как и в любом «примитивном» сообществе, шаманами-целителями – эта закономерность давно показана специалистами [19, c. 92, 99, 160, 165, 197, 248, 306]. Медицинский аспект деяний целого ряда архаических богов и героев (между прочим, по единодушному свидетельству древних авторов, голубоглазых блондинов), позднее ставших «греческими», неожиданно оказывается тесно связанным все с тем же регионом. Это Северо-Западное Причерноморье – Фракия (сегодняшние Болгария и часть Румынии) и Северное Причерноморье (степи Украины и России).
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Аполлодор. Мифологическая библиотека / пер. с древнегр. В.Г. Боруховича. – М.: Астрель, 2004. – 350 с.
2. Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история. – М.: Мысль, 1983. – 206 с.
3. Геродот. История / пер. с древнегр. Г.А. Стратановского. – Л.: Наука, 1972. – 600 с.
4. Гигин. Мифы / пер. с лат. Д.О. Торшилова. – СПб.: Алетейя, 2000. – 480 с.
5. Гиппократ. Этика и общая медицина / пер. с древнегр. В.И. Руднева – СПб: Азбука, 2001. – 352 с.
6. Гомер. Илиада // Илиада. Одиссея / Пер. с древнегр. Н. Гнедича. – М.: Художественная литература, 1967. – С. 21–416.
7. Клейн Л.С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. – СПб.: Евразия, 2010. – 496 с.
8. Кузьмина Е.Е. Предыстория Великого шелкового пути: Диалог культур Европа – Азия / отв. ред. Г.М. Бонгард-Левин. – М.: КомКнига, 2011. – 240 с.
9. Лев Диакон. История / Пер. с греч. М.М. Копыленко. – М.: Наука, 1988. – 239 с.
10. Лосев А.Ф. Аполлон // Мифы народов мира. [В 2 т.]. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1982. – C. 92–96.
11. Лосев А.Ф. Античная мифология. – М.: Учпедгиз, 1957. – 620 с.
12. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Миф. Число. Сущность / сост. и общ. ред. А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1994. – С. 5–216.
13. Охотников С.Б., Островерхов А.С. Святилище Ахилла на острове Левке (Змеином). – К., 1993. – 140 с.
14. Павсаний. Описание Эллады [в 2 тт.]. Т. 1 / Пер. с древнегр. С.П. Кондратьева. – М.: Ладомир, 1994. – 364 с.
15. Пиндар. Пифийские песни // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / пер. с древнегр. М.Л. Гаспарова – М.: Наука, 1980. – 503 с.
16. Платон. Хармид // Собрание сочинений [В 4 тт.] Т. 4 / пер. с древнегр. С.Я. Шейнман-Топштейн. – М.: Мысль, 1990. – С. 341–371.
17. Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве / пер. с лат. Г.А. Тароняна. – М.: Ладомир, 1994. – 941 с.
18. Русяева А.С. Религия и культы античной Ольвии. – К.: Наукова думка, 1992. – 254 с.
19. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1983. – 703 с.
20. Чистякова Н.А. Примечания // Аполлоний Родосский. Аргонавтика / пер. с древнегр. – М.: Ладомир, 2001. – 237 с.
21. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в Северном Причерноморье VII-IV вв. до н.э. – СПб.: изд-во С.-Петерб. гос. университета, 2007. – 484 с.
22. Щеглов Д.А. Аристей из Проконнеса // Аристей: вестник классической истории и филологии. – Том 1. – М. – 2010. – С. 9–34.
23. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с франц. – М.: Парадигма, 2005. – 224 с.
24. Эсхил. Прометей прикованный // Трагедии / Пер. с др.-греч. С. Апта. – М.: Худож. лит., 1971. – С. 161–211.
25. Meuli, К. Scythica // Hermes. – Bd. 70. – 1935. – S. 121 ff.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU