Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2013 г. №1(32)

ДРЕВНИЕ СВЕДЕНИЯ О СУЩНОСТИ МЕДИЦИНЫ АСКЛЕПИЯ И ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В.Г. Лазаренко
Факультет повышения квалификации врачей Ижевская государственная медицинская академия (г. Ижевск)

Ancient data about Asclepius medicine and his followers

V.G. Lazarenko
Doctor retraining faculty, Izhevsk state medical academy (Izhevsk, Russia)
РЕЗЮМЕ
Сегодня остаются крайне поверхностными представления медицинской общественности о создателях первых в Греции целительских систем – «богах медицины», имевших в значительной части реальную историю и вполне определенную идеологию. К ним относятся Аполлон и Асклепий, медицина которых была основана на первобытных анимистических представлениях и шаманских приемах. Их последователи в классической и эллинистической Древней Греции продолжили практиковать медицину, основанную на личном контакте с Асклепием во время сна или религиозного экстаза.
Ключевые слова: Асклепий, Аполлон, шаманизм, традиционная медицина, интегративная медицина.


RESUME
Nowadays the knowledge about creators of first healing systems in Greece ”Gods of medicine” who had significant part of real history and quite established ideology is very superficial among medical society. Appolo and Asclepius represent them. Their medicine was based on primitive animistic beliefs and shamanistic techniques. Their followers in classical and Ancient Greece continued to practice medicine based on personal contact with Asclepius during sleep or religious ecstasy.
Keywords: Asklepios, Apollo, shamanism, traditional medicine, integrative medicine.

Врачам, практикующим сегодня (в контексте интегративной медицины) некоторые психофизиологические, лекарственные и физические методы профилактики и лечения, имеющие истоки в медицине Древней Греции, далеко нелишне представлять, как эти методы формировались. Иначе ложные теоретические предпосылки могут повлечь за собой и практические ошибки, от которых могут пострадать пациенты. Чтобы вникнуть в смысл древней практики безусловно следует иметь представление о мировоззрении, на котором ее методы базировались. Между тем сегодня остаются крайне поверхностными представления медицинской общественности о создателях первых в Греции целительских систем – «богах медицины», имевших в большинстве своем реальную историю и вполне определенную идеологию.

Главным из них, по крайней мере в VI–V веках до н.э., для древних греков был Аполлон. Наши недавние сопоставительные исследования древних литературных и археологических источников в сочетании с данными индоевропейского языкознания и ДНК-генеалогии показывают, что он, вполне вероятно, был вождем племен, известных в античной литературе как гиперборейцы и являвшихся носителями Y-хромосомной гаплогруппы R1b. Они совершили в течение IV тысячелетия до н.э. стремительный захватнический рейд из Южного Зауралья и Прикаспийских степей в Северное Причерноморье и далее через Малую Азию и Северную Африку на Пиренеи [8, с. 671]. Сегодня носители этой гаплогруппы представляют собой большинство «коренных» жителей Западной Европы. Согласно античным сведениям очевидно, что Аполлон приобрел, а точнее присвоил, усилиями служителей его культа, врачебные функции именно на пути древних миграций, особенно в Северном и Северо-Западном Причерноморье, задолго до проникновения в Грецию. Даже в «Илиаде» раненых богов лечит негреческое божество врачевания – Пеан. Но впоследствии мы видим уже Аполлона Пеана и Аполлона Врача, хотя в Северном Причерноморье найдены посвятительные надписи просто «Врачу», который мог быть древним местным божеством. Менее известен, но весьма показателен факт обнаружения археологами на территории Болгарии античных монет с надписью «Аполлон Даррон». Даррон – имя македонского демона-целителя, которое неотделимо от названия фракийского племени дерронов или дерсеев. Все это свидетельствует об идентичности бога-целителя дерронов с Аполлоном [24, с. 172]. При этом, врачевание Аполлона имело отчетливо выраженный шаманский характер, что впервые отмечено К. Мэйли и подтверждено другими исследованиями, в т.ч. нашими [9, с. 109–115].
...
Заказать в интернет-магазине

ЛИТЕРАТУРА
1. Античная мифология. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. – 768 с.
2. Аполлодор. Мифологическая библиотека / Пер. с древнегр. В.Г. Боруховича. – М.: Астрель, 2004. – 350 с.
3. Гардиа Ж.М. История медицины от Гиппократа до Бруссэ и его последователей / Пер. с фр. – Казань. – 1892. – С. 1.
4. Диодор Сицилийский. Греческая мифология (Историческая библиотека) / Пер. с древнегр. О.П. Цыбенко. – М.: Лабиринт, 2000. – 224 с.
5. Зайцев А.И. Греческая религия и мифология. – СПб.: Филолог. Фак. СПбГУ; М.: Издат. Центр Академия, 2005. – 208 с.
6. Карпов В.П. Гиппократ и Гиппократов сборник // Гиппократ. Избранные труды / Пер. с древнегр. В.И. Руднева. – М.: Сварог, 1994. – C. 9–81.
7. Клейн Л.С. Время кентавров. Степная прародина греков и ариев. – СПб.: Евразия, 2010. – 496 с.
8. Клесов А.А., Тюняев А.А. Происхождение человека (по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии). – М.: Белые альвы, 2010. – 1024 с.
9. Лазаренко В.Г. Древняя наука и современная интегративная медицина. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2011. – 502 с.
10. Марк Аврелий. Размышления / Пер. с гр. – Магнитогорск: Амрита-Урал, 1994. – 293 с.
11. Нильссон М. Греческая народная религия / Пер. с англ. – СПб.: Алетейа, 1998. – 218 с.
12.Пиндар. Пифийские песни // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты / Пер. с древнегр. М.Л. Гаспарова – М.: Наука, 1980. – 503 с.
13. Платон. Государство // Собрание сочинений [в 4 тт.] Т. 3 / Пер. с древнегр. А.Н. Егунова. – М.: Мысль, 1993. – С. 79–420.
14. Платон. Пир // Собрание сочинений [в 4 тт.] Т. 2 / пер. с древнегр. – М.: Мысль, 1994. – 528 с.
15. Платон. Федр // Собрание сочинений [в 4 тт.] Т. 2 / пер. с древнегр. А.Н. Егунова. – М.: Мысль, 1990. – С. 135–191.
16. Происхождение медицинских знаний // www.hameleon.su/2008_021_34_med.shtml
17. Страбон. География в 17 книгах / Пер. с древнегр. Г.А. Стратановского. – М.: Ладомир, 1994. – 943 с.
18. Трохачев С. Ю. Потомок Асклепия // Гиппократ. Этика и общая медицина / Пер. с древнегр. В.И. Руднева. – СПб.: Азбука, 2001. – С. 5–41.
19. Фестюжьер А.-Ж. Личная религия греков / пер. с англ. – СПб.: Алетейа, 2000. – 253 с.
20. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского / пер. с лат. – М.: Наука, 1985. – 328 с.
21. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / пер. с англ. - М.: Политиздат, 1983. – 703 с.
22. Цицерон. О природе богов // Философские трактаты / Пер. с лат. М.И. Рижского. – М.: Наука, 1985. – С. 60-190.
23. Чистякова Н.А. Примечания // Аполлоний Родосский. Аргонавтика / Пер. с древнегр. – М.: Ладомир, 2001. – 237 с.
24. Шауб И.Ю. Миф, культ, ритуал в северном Причерноморье VII-IV вв. до н.э. – СПб.: изд-во С.-Петерб. гос. университета, 2007. – 484 с.
25. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований / пер. с франц. – М.: Рудомино; СПб.: Университетская книга, 1997. – 414 с.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU