Перейти к новой версии сайта www.tradmed.ru
English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2004 г. №2(3)

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТРАДИЦИОНЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

О.А. Корвякова
генеральный директор Краснодарского краевого центра гомеопатии
Традиционная медицина в XXI веке последовательно интегрирует в практическое здравоохранение, этот процесс осуществляется в рамках законов и правил Минздрава России.
Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов лечения и диагностики Минздрава России является базовым государственным учреждением Минздрава России по вопросам реализации и внедрения программ развития традиционной медицины и гомеопатии.
В 2000 году в России была принята отраслевая программа развития традиционной медицины и гомеопатии на 2001–2005 годы.
Основными задачами программы стали:
– научные исследования в области традиционных методов лечения и диагностики;
– разработка и создание системы оказания медицинской помощи при помощи традиционных методов лечения и диагностики;
– создание нормативной базы для традиционных методов лечения и диагностики и другие теоретические и практические вопросы.
Краснодарский краевой центр гомеопатии принимает участие в реализации отраслевой программы Минздрава России по двум направлениям:
1.2.4. Разработка Положения о внештатном специалисте (координаторе) по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением.
1.2.5. Разработка перечня минимального обязательного ассортимента гомеопатических лекарственных средств в гомеопатических аптеках.
Для планомерной реализации программы в Краснодарском краевом центре гомеопатии был составлен календарный план работы, рассчитанный на несколько этапов по годам.
1.2.4. Разработка Положения о внештатном специалисте (координаторе) по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением
На первом этапе были поставлены задачи по обоснованию необходимости выделения задач управления гомеопатической медицинской и фармацевтической помощью на территориальном уровне. Срок решения – 2002 год.
В результате исследования было выявлено следующее. В настоящее время контроль за медицинской помощью в Краснодарском крае осуществляет Департамент здравоохранения Краснодарского края. Фармацевтическая деятельность контролируется Аптечным управлением Краснодарского края. Для обоснования необходимости выделения задач управления гомеопатической помощью на уровне региона в первую очередь была рассмотрена предложенная Краснодарским краевым центром гомеопатии модель государственного управления гомеопатической помощью (рис. 1), включающая основные структуры системы здравоохранения на территориальном уровне.
Представленная модель государственного управления гомеопатической помощью состоит из двух частей: первая часть – федеральный уровень, вторая часть – региональный уровень.
Основным принципом управления гомеопатической помощью является сочетание:
1) централизованного управления (вертикаль управления) с управлением на территориальном уровне (горизонталь управления);
2) общего управления гомеопатической фармацией как частью фармации и гомеопатической медициной как частью медицины со специализированным управлением гомеопатической помощью – медицинской и фармацевтической.
Структура управления гомеопатической фармацией включает четыре иерархических уровня (рис. 1, 2).
Первый – федеральный – уровень представлен органом исполнительной власти в сфере здравоохранения – Министерством здравоохранения; второй – территориальный – уровень представлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, включающим два подразделения, которые управляют медицинской (департамент здравоохранения) и фармацевтической (аптечное управление) службой территории.
Необходимость наличия координатора территориального органа управления здравоохранением по гомеопатии вытекает из представленной схемы. На третьем уровне управления располагается региональный (территориальный) центр гомеопатии, направляющий и координирующий гомеопатическую медицинскую и фармацевтическую деятельность в регионе (на территории); контроль и руководство за деятельностью регионального гомеопатического центра должен осуществлять координатор.
Четвертый уровень управления образуют гомеопатические центры, гомеопатические аптеки, гомеопатические отделы аптек и те лечебные учреждения, которые используют в своей практике гомеопатический метод лечения и гомеопатические лекарственные средства (ЛС).
Эффективность гомеопатической терапии при многих заболеваниях и состояниях, индивидуальный подход к больному, отсутствие побочного действия и относительная дешевизна гомеопатических ЛС делают гомеопатию важнейшим и наиболее популярным направлением альтернативной медицины, требуют интеграции ее в сферу медицинских и фармацевтических дисциплин и практического здравоохранения.
При этом необходимым исходным условием служит выбор ключевой стратегии управления, которая бы учитывала сложившуюся в российском здравоохранении ситуацию, мировые тенденции и определяла спектр задач гомеопатии на будущее.
В качестве необходимого исходного условия при этом необходимо рассмотреть выбор ключевой стратегии управления гомеопатическим лекарственным обеспечением на перспективу.
При этом первоочередным в решении изложенных задач является разработка концепции управления лекарственным обеспечением гомеопатическими ЛС и обязательным контролем над деятельностью гомеопатических организаций регионов.
Для решения этого круга задач необходима дальнейшая работа по обоснованию необходимости внедрения должности координатора по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением и разработка Положения о внештатном специалисте (координаторе).
На втором этапе было проведено исследование по обоснованию области компетенции внештатного специалиста (координатора) по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением.
В связи с внедрением гомеопатического метода лечения в практическое здравоохранение Краснодарского края и необходимостью координировать деятельность в этом направлении Краснодарский краевой центр гомеопатии в 2002 году проводил работу по изучению степени заинтересованности специалистов здравоохранения использованием в своей практике гомеопатических препаратов и повышению информированности врачей о возможностях гомеопатического метода.
С этой целью с 2002 года проводятся ежегодные научно-практические конференции «Гомеопатический метод лечения в практическом здравоохранении и санаторно-курортной службе»; результаты конференций показали высокую степень заинтересованности работников здравоохранения возможностью применения гомеопатических ЛС в практике.
Вышеизложенное показывает, что внедрение должности координатора по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением и разработка Положения о внештатном специалисте (координаторе) является актуальной задачей современного этапа, что позволяет приступить к следующему этапу. На третьем этапе в 2003 году был разработан проект положения о внештатном специалисте (координаторе) по гомеопатии, который был представлен на утверждение в Департамент здравоохранения Краснодарского края.
Проект
Положение
о главном внештатном специалисте по гомеопатии
Департамента здравоохранения Краснодарского края
1. Общие положения:
1.1. Главным внештатным специалистом по гомеопатии назначается лицо, имеющее высокую квалификацию в области гомеопатического метода лечения и имеющее опыт организационно-методической работы не менее 5 лет.
1.2. Главный внештатный специалист по гомеопатии непосредственно подчиняется заместителю Генерального директора Департамента здравоохранения, курирующему лечебно-профилактическую ра-боту.
1.3. Главный внештатный специалист по гомеопатии является полномочным представителем Департамента здравоохранения по курируемому разделу работы в районах Краснодарского края.
2. Основной задачей главного внештатного специалиста по гомеопатии является определение стратегии развития гомеопатического метода лечения и тактических решений по его реализации, направленных на совершенствование медицинской помощи населению Краснодарского края.
3. Для решения поставленных задач главный внештатный специалист по гомеопатии обязан:
3.1. Владеть информацией о состоянии гомеопатической службы на основании информации, полученной в отделе лицензирования, от учреждений здравоохранения Краснодарского края и районных врачей-гомеопатов, по результатам проверок службы, устных, письменных обращений граждан и т.д.
3.2. Разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию структуры гомеопатической службы как в целом, так и по районам Краснодарского края.
3.3. Принимать участие в подготовке решений коллегий, приказов, инструктивных и методических писем, предложений в различные инстанции по развитию и совершенствованию гомеопатической службы, а также в подготовке и проведении научно-практических конференций, курсов, семинаров и т.д.
3.4. Совершенствовать организационные формы деятельности лечебно-профилактических учреждений путем разработки, изучения и распространения передовых форм организации гомеопатической помощи, новых медицинских технологий и методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации больных.
3.5. Разрабатывать предложения по формам и направлениям пред- и постдипломной подготовки врачей и фармацевтических работников гомеопатическому методу лечения.
3.6. Принимать участие в экспертной оценке предложений по закупке, производству и использованию на территории Краснодарского края гомеопатических препаратов.
3.7. Участвовать в разработке положений программы по аттестации врачей-гомеопатов, положения и условий лицензирования медицинской деятельности.
3.8. Участвовать в разработке комплексных программ, направленных на развитие гомеопатической службы региона.
3.9. Обеспечивать взаимодействие Департамента здравоохранения Краснодарского края с общественными организациями гомеопатов в Российской Федерации.
3.10. Осуществлять методическое руководство и практическую помощь специалистам-гомеопатам Краснодарского края.
3.11. Участвовать в качестве эксперта в работе отдела лицензирования медицинской деятельности Департамента здравоохранения Краснодарского края.
3.12. Ежегодно представлять отчет о состоянии гомеопатической службы за прошедший год и предложения по ее совершенствованию в организационно-методический отдел Департамента здравоохранения Краснодарского края.
4. Главный внештатный специалист по гомеопатии имеет право:
4.1. Использовать отчетность, утвержденную Госкомстатом РФ, МЗ и МП РФ, Департаментом здравоохранения Краснодарского края, первичную медицинскую документацию и т.п.
– информационные методические материалы МЗ и МП РФ и Департамента здравоохранения Краснодарского края по состоянию службы, ее материально-техническому и кадровому обеспечению, научно-исследовательских и медицинских институтов о ходе научных исследований и результатах разработок по проблемам гомеопатии;
– при подготовке программных документов запрашивать с мест дополнительную информацию о состоянии гомеопатической службы и деятельности врачей-гомеопатов лечебно-профилактических учреждений и их подразделений.
4.2. Давать рекомендации руководителям местных органов здравоохранения по развитию и совершенствованию гомеопатической службы.
4.3. Привлекать к решению разработки организационных вопросов гомеопатического метода лечения специалистов КГМА, лечебно-профилактических учреждений края независимо от их ведомственной принадлежности, принимать участие в работе экспертных Советов, рабочих групп.
В 2004 году в Департаменте здравоохранения Краснодарского края впервые была введена должность главного внештатного специалиста по традиционной медицине (гомеопатии), на которую в соответствии с приказом департамента здравоохранения Краснодарского края от 09.02.2004 № 09-Л «О главных внештатных специалистах департамента здравоохранения» был назначен исполнительный директор Краснодарского краевого центра гомеопатии, что полностью соответствует выводам и результатам проведенного исследования в рамках отраслевой программы.
Следующим разделом Программы стал пункт 1.2.5 «Разработка перечня минимального обязательного ассортимента гомеопатических лекарственных средств в гомеопатических аптеках».
На первом этапе выполнения были намечены выявление потребительских предпочтений в отношении гомеопатических препаратов; исследование частоты назначения гомеопатических препаратов врачами; разработка принципов отбора препаратов для включения в перечень обязательного ассортимента; разработка проекта перечня минимального обязательного ассортимента гомеопатических препаратов – 2002 г.
В исследовании предусматривалось изучение ассортимента однокомпонентных и комплексных гомеопатических препаратов, реально присутствовавших на региональном лекарственном рынке.
Результаты анализа (табл.1) показывают, что в номенклатуру ведущих отечественных производителей гомеопатических монопрепаратов включено в среднем лишь около 40% гомеопатических лекарственных средств, разрешенных к медицинскому применению.
Поскольку ассортимент однокомпонентных гомеопатических лекарственных средств в гомеопатических центрах, гомеопатических аптеках и гомеопатических отделах аптеки формируется под влиянием назначений врачей-гомеопатов, необходимо изучить востребованность гомеопатических препаратов различных групп – растительной, минеральной и животной.
Проведенный анализ заявок на поставку однокомпонентных гомеопатических препаратов в Краснодарский краевой центр гомеопатии и показал при распределении препаратов по пяти бальной шкале востребованности следующее (см. табл. 2).
Таким образом, минимальный обязательный ассортимент однокомпонентных гомеопатических препаратов в гомеопатических аптеках и отделах должен включать не менее 153 наименований.
Для обоснования ассортиментного перечня комплексных гомеопатических препаратов прежде всего был изучен региональный рынок.
Среди отечественных производителей комплексных гомеопатических препаратов на региональном лекарственном рынке лидируют:
– производственная фирма «Материя Медика» (г. Москва);
– международный концерн «ЭДАС» (г. Москва);
– Краснодарский краевой центр гомеопатии;
– ООО «Алкой»;
– Московская фармацевтическая фабрика.
Среди зарубежных производителей:
– «Heel» (Германия);
– «DHU» (Германия);
– «Биттнер» (Австрия).
Для определения соотношения отечественных и импортных производителей был проведен анализ товарооборота «Материя Медика» и «ЭДАС» среди отечественных производителей, «HEEL» и «DHU» – среди импортируемых.
Оценка производилась по суммарному товарообороту в оптовой фирме Краснодарского краевого центра гомеопатии за период с июня 1999 года по июнь 2000 года. Установлено, что в среднем за анализируемый период доля двух отечественных производителей составила 77%, доля зарубежных – 23%. Таким образом, в стоимостном выражении соотношение составило 3:1.
Анализ в натуральном выражении (количество проданных упаковок) показывает, что ассортимент комплексных препаратов на 97% состоит из препаратов отечественного производства.
Приведенные данные позволяют сделать следующие выводы.
1. Обязательный ассортимент гомеопатических монопрепаратов не может быть меньше 153 наименований наиболее востребованных лекарств.
2. Обязательный ассортимент комплексных препаратов должен состоять преимущественно из отечественных лекарств.
В 2003 году работа по внедрению минимального обязательного ассортимента проводилась в первую очередь в Краевой гомеопатической аптеке № 91. Как показали предыдущие этапы исследования, обязательный ассортимент комплексных препаратов должен состоять преимущественно из отечественных лекарственных средств.
Для выявления препаратов, которые необходимо включить в обязательный ассортимент, в Краснодарском краевом центре гомеопатии в 2003 году были разработаны и утверждены Департаментом здравоохранения Краснодарского края методические рекомендации «Использование гомеопатических лекарственных средств при лечении внутренних болезней»; в схемах лечения предложен определенный перечень комплексных гомеопатических лекарственных средств.
Следующим этапом НИР в 2004 году будет утверждение обязательного ассортимента на основе данных о внедрении лекарственных средств, предложенных в методических рекомендациях.
В ходе исследований по вышеизложенным пунктам отраслевой программы Минздрава России:
1.2.4. Разработка Положения о внештатном специалисте (координаторе) по гомеопатии территориального органа управления здравоохранением;
1.2.5. Разработка перечня минимального обязательного ассортимента гомеопатических лекарственных средств в гомеопатических аптеках – Краснодарским краевым центром гомеопатии была проведена работа во всем необходимом объеме.
Практическими результатами на уровне региона стали:
– утверждение должности главного специалиста по традиционной медицине (гомеопатии) департамента здравоохранения Краснодарского края;
– разработка обязательного ассортимента гомеопатических препаратов для аптек Краснодарского края на основе схем лечения различных нозологий, предложенных Краснодарским краевым центром гомеопатии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева Т.К. Современный ассортимент гомеопатических лекарственных средств / Т.К. Агеева, Т.Л. Киселева // Аптечная сеть России (6; 2001; Москва): Тез. докл. Всерос. конф. – М., 2001.
2. Акашкина Л.В. Гомеопатия: в помощь специалисту / Л.В. Акашкина, Т.Л. Киселева, О.А. Корвякова. – М.: МЦФЭР, 2001.
3. Богданов Е.Г. Фармакоэпидемиологические принципы анализа структуры спроса на региональном фармацевтическом рынке / Е.Г. Богданов, О.В. Задорожная, Н.Е. Белицкий // Фармация в ХХI веке: инновации и традиции: Тез. докл. междунар. конф. (7–8 апр. 1999 г.; Санкт-Петербург). – СПб., 1999.
4. Гомеопатический метод лечения и практическое здравоохранение: Сб. нормат. документов и информац. материалов. – М.: МЗМП РФ, 1996.
5. Дремова Н.Б. Маркетинговые исследования потребителей медицинских и фармацевтических товаров и услуг: Метод. пособие / Н.Б. Дремова, С.В. Соломка, В.Ф. Дзюба, Т.Г. Афанасьева. – Курск, 2001.
6. Корвякова О.А. Критерии отбора гомеопатических лекарственных средств у российских производителей // Новая аптека. – 2000. – № 7.
7. Она же. Ассортимент гомеопатических лекарственных средств // Новая аптека. – 2000. – № 10.
8. Она же. Модель организации региональной гомеопатической службы // Российские аптеки. – 2001. – № 6.
9. Она же. Гомеопатическая аптека как ведущее звено в управлении гомеопатическим лекарственным обеспечением // Гомеопатический ежегодник. – М., 2002.
10. Она же. Возможные пути взаимодействия с администрацией субъекта Федерации при создании и развитии гомеопатической службы // Традиционные методы лечения – основные направления и перспективы развития: Мат-лы научн.-практ. конф., 14–16 мая 1998 г. – М., 1998.
11. Она же. Научное обоснование критериев отбора гомеопатических лекарственных средств для формирования их ассортимента // Тез. докл. Х Московской международной гомеопатической конференции «Развитие гомеопатического метода в современной медицине», 21–22 января 2000 г. – М., 2000.
12. Она же. Методические подходы к формированию минимального ассортимента гомеопатических лекарственных средств // Мат-лы конгресса «Традиционная медицина — 2000», 27–29 сентября 2000 г. – Элиста, 2000.
Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU