English

Главная / Журналы "Традиционная медицина" / 2005 г. №2(5)

Новый клинический подход к проблеме школьной фобии с учетом диагностических и терапевтических возможностей ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» и биорезонансной терапии

Е.Г. Аванесова, Т.С. Аванесова, Л.Б. Косарева, М.Ю. Готовский, Д.Г. Бочаров, Е.В. Осипова
Центр интеллектуальных медицинских систем «ИМЕДИС» (г. Москва)
За последние десятилетия прирост новых знаний в различных областях медицины настолько стремителен, что даже опытные врачи подчас не успевают применить в своей деятельности многие современные методики. При этом врач часто вынужден пересматривать свои уже сформировавшиеся в процессе многолетней практики взгляды на причины возникновения и механизмы развития многих заболеваний. К новым технологиям, которые использует современный врач, относятся методы вегетативного резонансного теста и биорезонансной терапии, которые завовевывают все большую популярность. Эти методы используют индивидуальный подход к человеку, рассматривают не отдельные симптомы, а организм в целом.
Сущность применяемых подходов заключается в следующем. Для оценки состояния организма в целом и отдельных его функциональных систем используется метод электропунктурного тестирования – вегетативный резонансный тест (ВРТ) «ИМЕДИС-ТЕСТ». Эта методика заключается в регистрации изменений показателей электропроводности точки измерения при внесении в измерительный контур тест-препарата [1, 2]. Метод биорезонансной терапии (БРТ) – это лечение эндогенными и (или) экзогенными электромагнитными колебаниями низкой интенсивности строго определенной формы и частоты, вызывающими резонансный отклик в организме [3].
Для решения этих задач при проведении настоящего исследования использовался аппаратно-программный комплекс (АПК) «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ» регистрационное удостоверение № ФС 022а2005/2263-05), разработанный в Центре интеллектуальных медицинских систем «ИМЕДИС» под руководством профессора Ю.В. Готовского.
Целью настоящего исследования явилось изучение с применением вегетативного резонансного теста ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» особенностей нервно-психической сферы у детей с симптомокомплексом «школьная фобия», а также анализ результатов лечения группы детей с использованием биорезонансной терапии.
Работа выполнена на базе детской городской поликлиники № 81 г. Москвы.
Основными жалобами обследованных детей являлись боли в животе и головная боль.
У детей с хроническими болями в животе при детальном обследовании в небольшом проценте случаев (19%) выявлялась патология со стороны желудочно-кишечного тракта (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, дискинезия желчных путей и холецистит), но зачастую объективной патологии со стороны органов пищеварения, которая могла бы давать столь частые и столь интенсивные боли в животе, на которые жалуется ребенок, не отмечалось.
В обследуемую группу не были включены дети с вегето-висцеральными пароксизмами, когда боль в животе является составной частью пароксизма, возникающего в результате диэнцефальных расстройств.
Под наблюдением находилась группа детей, у которых боль в животе возникала при отсутствии каких-либо органических причин как со стороны пищеварительного тракта, так и со стороны нервной системы.
В зарубежной литературе аналогом привычного нам термина «функциональные нарушения органов пищеварения» является термин «хроническая рецидивирующая абдоминальная боль у детей» [4–8].
Под этим термином понимают функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, в генезе которых существенную роль играют психогенные, эмоциональные и психологические факторы [6]. Эти боли, как утверждают многие отечественные и зарубежные авторы, можно расценивать как стрессорную реакцию ребенка на ситуацию в семье, школе и т.д. [4]. Часто у ребенка наблюдаются сопутствующие симптомы: тошнота, рвота, снижение аппетита, расстройства стула.
При обследовании таких детей психологами выявлено, что наиболее частой проблемой психологического происхождения у детей с хроническими болями в животе является так называемая «школьная фобия» – нежелание посещать школу, страх школы.
Данная проблема возникает из-за нарушения контакта с учителями, сверстниками, неправильного реагирования родителей на школьные проблемы ребенка. Попытка заставить ребенка идти в школу вызывает усиление болей в животе, появление тошноты, диспептических расстройств [10].
Желудочно-кишечный тракт у человека и, особенно, у детей называется «зеркалом эмоций». Это самый обычный путь выражения тревоги, эмоционального напряжения [9]. Поэтому для нас так важны принципы целостного изучения нейроцеребральных, личностных и соматических процессов в организме ребенка. При формировании у детей такого сложного психологического симптомокомплекса, каким является школьная фобия, очень часто сопутствующим симптомом абдоминальной боли является головная боль. Аналогом терминов, используемых в отечественной литературе («вегето-сосудистая дистония», «астеноневротическое состояние»), в зарубежной литературе является термин «психогенная головная боль у детей». При этом даже из названия понятно, что психогенный фактор, какая-то неразрешенная психологическая проблема являются ведущими в данной структуре расстройств.
Если абдоминальная боль в числе психогенных расстройств выявляется у 14,4% школьников, то головная боль – у 20,6%, при этом абдоминальная боль достигает максимума у детей 9 лет, а головная – 3 года спустя (12 лет) [8].
Таким образом, ребенок 8–9 лет, страдающий школьной фобией, чаще будет жаловаться на боль в животе, а более старшие дети – 11–13 лет – на головную боль.
Исходя из вышеизложенного становится понятным, что ведущим фактором в этом сложном симптомокомплексе расстройств является психологический, который очень часто бывает глубоко замаскирован, поскольку ребенок не жалуется на ту или иную сложную ситуацию в школе, а основные жалобы, предъявляемые такими детьми сводятся к: «болит живот» или «болит голова». При работе с такими детьми, помимо обычного плана обследования для исключения возможной органической патологии, необходимо детальное психологическое обследование.
С этой целью используется множество экспериментально-психологических методик (пиктограмма, методика самооценки по Дембо-Рубинштейн), направленных на исследование эмоционально-волевой сферы ребенка. Однако проведение такого обследования требует большого количества времени, соответствующей обстановки (что не всегда возможно в условиях обычной городской поликлиники) и обязательной заинтересованности ребенка в проведении исследования. Это связано с тем, что у таких детей выявлен показательный для них «симптом отказа от обследования», так как обследование может опровергнуть «желательный» для ребенка диагноз, который даст возможность не посещать школу хотя бы какое-то время.
Применение методики вегетативного резонансного теста при работе с детьми, страдающими школьной фобией, дает ряд преимуществ:
1. С помощью ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» возможно объективно и быстро определить у детей наличие психологической нагрузки и определить ее степень и характер этой нагрузки (что превалирует у данного ребенка – страх, чувство одиночества, апатия, или это просто очень ранимый и чувствительный ребенок, для которого любая безобидная на первый взгляд ситуация в школе может стать значимой).
По данным наших исследований, психологическая нагрузка той или иной степени выявляется у всех без исключения детей, страдающих школьной фобией.
На базе консультативно-диагностического центра детской городской поликлиники № 81 г. Москвы обследовано 87 детей с хроническими жалобами на боль в животе и головную боль, у которых при проведении тщательного обследования не было выявлено никакой патологии со стороны пищеварительного тракта и нервной системы. Учитывая этот факт, результаты психологического обследования, в процессе которого выявлялись значимые конфликтные переживания детей, а также беседы с родителями, были все основания предполагать наличие школьной фобии.
Следует отметить, что помимо консультации невролога, всем детям было проведено комплексное обследование, которое включало: электроэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ); полная развернутая диагностика по методу вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС-ТЕСТ»; экспериментально-психологическое исследование, направленное на оценку интеллекта и эмоционально-волевой сферы детей. При этом применялись следующие методики: тест Равена, методика заучивания 10 слов, счет по Крепелину,пиктограмма, методика самооценки по Дэмбо-Рубинштейн; УЗИ - органов брюшной полости. Помимо этого проводились консультации специалистов (гастроэнтеролог, нефролог, уролог, окулист, стоматолог) и необходимые лабораторные исследования по показания.
Результаты проведенных лабораторно-инструментальных исследований четко коррелировали с данными, полученными при обследовании детей с помощью ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ».
Данные о состоянии психологической сферы у обследованных детей представлены в таблице.
Распределение психологической нагрузки по степеням у обследованных детей
в зависимости от возрастной группы

Психическая нагрузка
(степень)
Возраст обследуемых детей
с хронической абдоминальной и головной болью (всего 87 человек)

8–11 лет (40 детей) 12–15 лет (47 детей)
1-й степени 10 человек 5 человек
2-й степени 12 человек 6 человек
3-й степени 5 человек 14 человек
4-й степени 5 человек 12 человек
5-й степени 5 человек -
6-й степени 2 человек -
7-й степени 1 человек 2 человека
8-й степени
8 человек
Как следует из таблицы, в отличие от детей младшей возрастной группы, где преобладала психологическая нагрузка 1–2 степени, у старших школьников в большинстве случаев тестировалась нагрузка 3–4 степени, а в 8 случаях даже определялась такая высокая степень нагрузки как 8-я.
При детальном анализе ситуации в школе у этих 8 детей, а также у 2-х детей, у которых тестировалась 7-я степень нагрузки, выявлены сложнейшие психотравмирующие моменты не только в классе и школе, в отношении со сверстниками и учителями, но и полное отсутствие взаимопонимания между ребенком и родителями.
Указание на психо-вегетативную нагрузку по методу ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» тестировалось у всех без исключения детей, причем в старшей возрастной группе преобладали 3-я и 4-я степень выраженности психо-вегетативного отягощения. Также у большинства детей, а в старшей возрастной группе у всех обследуемых определялось указание на напряжение вегетативной нервной системы 2–3 степени, а у 11% детей 12–15 лет – 4-й степени. У 6 детей (все дети старшей возрастной группы) по методу ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» тестировалось указание на депрессивные расстройства.
Это подтверждает имеющиеся литературные данные о значимой роли вегетативной нервной системы в патогенезе психосоматических расстройств [10].
Вегетативная нервная система, находясьпод постоянным влиянием коры больших полушарий, является основным регулятором всех физиологических процессов в организме, в том числе и желудочно-кишечного тракта. В свою очередь, нарушение вегетативной регуляции приводит к соматическим расстройствам. В нашем случае это одно из звенье в сложной цепочки возникновения абдоминальной боли при длительно существующей неблагоприятной для ребенка ситуации в школе.
2. С помощью ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» каждому ребенку возможно провести детальную диагностику по интересующим врача органам и системам.
3. ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» дает возможность целостной, интегративной оценки состояния всего организма ребенка; в том числе: состояние иммунной системы, эндокринной регуляции, содержание витаминов и ферментов, что очень важно для последующей терапии.
Данные, полученные с помощью ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» четко коррелировали с лабораторными и инструментальными исследованиями, а также с результатами оценки экспериментально-психологического исследования состояния детей.
Таким образом применение методики ВРТ позволило достаточно быстро и с высокой степенью достоверности выполнить сложнейший план обследования наблюдаемых детей. Высокая диагностическая эффективность, безопасность, быстрота диагностики, доступность, безболезненность и безвредность, объективность и высокая достоверность являются основными преимуществами ВРТ.
По результатам диагностики по методу ВРТ «ИМЕДИС-ТЕСТ» проводилась терапия с использованием АПК «ИМЕДИС-ЭКСПЕРТ». Терапевтическое воздействие осуществлялось с учетом индивидуальных особенностей пациентов и обязательно включало проведение биорезонансной терапии.
Во всех без исключения случаях лечения детей с использованием эндогенной биорезонансной терапии отмечалось значительное улучшение в состоянии: исчезновение жалоб, улучшение настроения, существовавшие ранее нагрузки уже не тестировались отмечалась положительная динамика на ЭЭГ и РЭГ-исследованиях, а также существенно улучшались показатели экспериментально-психологического тестирования. В результате проводимой терапии удалось добиться достоверной положительной динамики у всех 87 детей. Катамнез составил 2 года. Все наблюдаемые дети в настоящее время посещают школу, жалоб на состояние здоровья не предъявляют, успеваемость хорошая.
Выводы
Использование вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС-ТЕСТ» и биорезонансной терапии при лечении симптомокомплекса «школьная фобия» предоставляет широчайшие возможности для быстрой, достоверной диагностики, адекватной терапии и своевременной профилактики возникших расстройств, а также делает доступным для практического врача глубокое осмысление этиологии и патогенеза имеющихся нарушений.
Литература
1. Готовский Ю.В., Косарева Л.Б., Махонькина Л.Б., Сазонова И.М., Фролова Л.А. Электропунктурная диагностика и терапия с применением вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС-ТЕСТ»: Методические рекомендации. – М.: ИМЕДИС, 1997. – 84 с.
2. Готовский Ю.В., Косарева Л.Б., Махонькина Л.Б., Фролова Л.А. Электропунктурная диагностика и терапия с применением вегетативного резонансного теста «ИМЕДИС-ТЕСТ»: Методические рекомендации (дополнение). – М.: ИМЕДИС, 1998. – 60с.
3. Биорезонансная терапия: Методические рекомендации / Мейзеров Е.Е., Блинков И.Л., Готовский Ю.В., Королева М.В., Каторгин В.С. – М.: НПЦ ТМиГ МЗ РФ, 2000. – 27 с.
4. Apley J. The child with abdominal pains. – Oxford: Blackwell Scientific Publication, 1975. – 118 p.
5. Berger H.G., Honing P.J., Liebman R. Reccurent abdominal pain // Amer. J. Dis. Child. – 1977. – V. 131, № 12. – P. 1340–1344.
6. Dragomir D., Popesku V. Abdominal chronic dureroc // Pediatria, 1979. – V. 28, №3. – P. 193–202.
7. Hughes M.C., Zimin R. Children with psychogenic abdominal pain and their families: management during hospitalisation // Clin. Pediatr. (Phila). – 1978. – V. 17, № 7. – P. 569–573.
8. Yamashita F. Psychosomatic diseases in children // Asian Med. J. – 1986, № 5. – P. 299–301.
9. Schmitt B. D. Scholl phobia: the great imitator: a pediatriciat’s viewpoint // Pediatrics. – V. 48, № 3. – P. 433–441
10. Вельтищев Ю.Е. Вегетативно-сосудистая дистония у детей: Методические рекомендации под ред. Вельтищева Ю.Е. – М., 1987. – 26 с.

Главная | Об издании | Публикация статей  | Архив номеров | Где купить?
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Ваш Медицинский Агент в интернете MedLinks - Вся медицина в Интернет ЗДОРОВЬЕ.RU