Peculiarities of using certain plants in folk practices by small peoples of the north
Keywords:
ethnobotany, folk remedial practices, Veps, Karelians, Izhora, Vod, Komi, Seto, Russian, North-West flora, sauna, brooms, firewood, beliefsAbstract
Many folk medical-prophylactic, hygienic beliefs and rituals are associated with a bath. It performs a huge health, hygienic and ritual role in the life of the people. It is an important attribute of life. A special analysis of the published scattered ethnobotanical data on the use of different wild-growing plant species of the local flora in a bath by small peoples of the north (for example, Veps, Karelians, Izhora, Vod, Estonians-Seto) has not been made yet. Ethnobotanical studies conducted over the past 20 years in a limited area of the North-West Federal District of the European part of Russia among the small Finno-Ugric peoples of the North, compactly residing in the North-West of the Russian Federation, and Russians living with them, have revealed similarities and differences in use of one and the same wild plant species of local flora. The main species of woody and herbaceous plants that are used for the sauna and bath are given, not only as a physiotherapeutic and hygienic procedure, but also shown as how these wild plants are used in various folk practices and beliefs. Attention is drawn to the need to organize and conduct large-scale works on the collection and accumulation of ethnobotanical data for a small peoples of ethnic groups living in our country.References
1. Laitinen L.A., Lindqvist A., Heino M. Lungs and ventilation in sauna // Ann Clin. Res., 1988; Vol. 20: P.244-248.<BR>2. Vuori I. Sauna bather’s circulation // Ann Clin. Res., 1988; Vol. 20: P.249-256.<BR>3. Kukkonen-Harjula K., Oja P., Laustiola K. Hemodynamic and hormonal responses to heat exposure in a Finnish sauna bath // Eur J Appl Physiol Occup Physiol 1989;58:543-550.<BR>4. Kiss D., Popp W., Wagner C. et al. Effects of the sauna on diffusing capacity, pulmonary function and cardiac output in healthy subjects // Respiration, 1994; Vol. 61: P.86-88.<BR>5. Hannuksela M.L., Ellahham S. Benefits and Risks of Sauna Bathing // The American journal of medicine, 2001 Vol. 110. P.118-126.<BR>6. Crinnion W.J. Sauna as a Valuable Clinical Tool for Cardiovascular, Autoimmune, Toxicant induced and other Chronic Health Problems // Alternative Medicine Review, 2011. Vol. 16, N 3. P.215-225<BR>7. Kauppinen K., Pajari-Backas M., Volin P., Vakkuri O. Some endocrine responses to sauna, shower and ice water immersion // Arctic Med. Res., 1989; Vol. 48: P.131-139.<BR>8. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Особенности использования карелами и русскими растений местной флоры в качестве лекарственных и пищевых // Традиционная медицина, 2016. - №4 (47). - С.43-52.<BR>9. Лебедева Т.Н., Ткаченко К.Г. Об использовании некоторых дикорастущих видов флоры Северо-Запада России народами финно-угорской группы // Лекарственное растениеводство: от опыта прошлого к современным технологиям. К 100-летию изучения эхинацеи в Украине / Материалы четвертой Международной научно-практической интернет-конференции. Полтава, 14-15 мая 2015г. Полтава, 2015. - С.123-127.<BR>10. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Особенности использования растений местной флоры в качестве пищевых и лекарственных малыми народами Севера Европейской части России // Вестник ВГУ, Серия: Химия. Биология. Фармация, 2016. - №1. - С.76-84.<BR>11. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Этноботаника - источник уникальных данных для краеведения и региональной истории использования видов местной флоры в качестве полезных растений // Экологическое краеведение: материалы науч.-практич. конф. / отв. ред. О. С. Козловцева. - Ишим : Изд-во ИПИ им. П.П. Ершова, 2016. - С.193-198.<BR>12. Лебедева Т.П., Ткаченко К.Г. Дикорастущие плоды и ягоды в культурах прибалтийско-финских народов севера России // Сохранение разнообразия растительного мира в ботанических садах: традиции, современность, перспективы // Материалы Международной конференции, посвященной 70-летию Центрального сибирского ботанического сада (Новосибирск, 1-8 августа 2016 г.). - Новосибирск: ЦСБС СО РАН, 2016. - С.172-174.<BR>13. Фишман О.М. Связь пастушеской и свадебной обрядности у карел // Русский север: проблемы этнокультурной истории, этнографии, фольклористики: сборник статей. - Л.: Наука, 1986. - С.190-205.<BR>14. Степанова А.С. Карельские свадебные причитания и ритуальная свадебная баня // Обряды и верования народов Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С.106-130.<BR>15. Карелы Карельской АССР / ИЯЛИ КФАН СССР. Петрозаводск. 1983. 228 с.<BR>16. Никольская Р.Ф., Сурхаско Ю.Ю. Баня в семейном быту карел // Обряды и верования народов Карелии. Тр. ИЯЛИ Карельского научного центра РАН. - Петрозаводск, 1992. - С.68-85.<BR>17. Любимов И. Из пережитков прошлого у карел // Этнограф-исследователь. - Л., 1927. - №1. - С.11-17.<BR>18. Богданов Г.Х. Свадьба Ухтинской Карелии // Западно-финский сборник. Труды комиссии по изучению племенного состава населения СССР и сопредельных стран. - Л., 1930. - С.36-64.<BR>19. Семенов В.А. Традиционная духовная культура коми-зырян: ритуал и символ / Учебное пособие по спецкурсу. - Сыктывкар, 1991. - 80 с.<BR>20. Сурхаско Ю.Ю. Карельская свадебная обрядность. - Л., 1977. - 238 с.<BR>21. Сурхаско Ю.Ю. Семейные обряды и верования карел (конец XIX - начало XX века. - Л., 1985. - 172 с.<BR>22. Конкка А.П. Viandot - время летнего поворота в календарной обрядности карел // Обряды и верования народов Карелии. Тр. ИЯЛИ Карельского научного центра РАН. - Петрозаводск, 1992. - С.28-45.<BR>23. Пахомова Д. Уж замуж невтерпеж, или как поднять лемби // ГАЗЕТА «КИЖИ». №11 (106 декабрь 2013) [http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/117/9115.html]<BR>24. Рихтер Е.В. Некоторые особенности погребального обряда сету // Советская этнография, 1979. - №2. - С.116-128.<BR>25. Азовская Л.П. О верованьях вепсов // Этнография народов восточной Европы. - Л. 1977. - С.140-152.<BR>26. Строгальщикова З.И. Погребальная обрядность вепсов // Культурные процессы в Карелии. - Петрозаводск. ИЯЛИ КФАН СССР, 1986. - С.65-85.<BR>27. Алимов Т. М. Знахарство в Карелии // В помощь просвещенцу. - 1929. - №1. - С.15-28.<BR>28. Конкка А.П. Карельское и Восточно-финское карсикко в кругу религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. - Петрозаводск. ИЯЛИ КФАН, 1986. - С.85-112.<BR>29. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми (зырян и пермяков). - М., 1958. - 394 с.<BR>30. Терюков А. И. Погребальный обряд вымских и вишерских коми // Традиции и новации в народной культуре коми. Труды института языка, литературы и истории Коми-филиала АНСССР. Сыктывкар. - 1983. вып. 28. - С.25-31.<BR>31. Терюков А.И. История этнографического изучения народов коми. - СПб.: МАЭ РАН, 2011. - 514 с.<BR>32. Семенов В.А. Некоторые архаичные представления коми по материалам погребального обряда // Вопросы этнографии народа коми, КФАН ИЯЛИ. - Сыктывкар, 1985. - Вып. 32. - С.168-175.<BR>33. Семенов В.А. Этнография коми-зырян. - Сыктывкар: Пермский университет, 1986. - 83 с.<BR>34. Иваницкий Н. А. Материалы по этнографии Вологодской губернии // Сборник сведений для изучения быта крестьянского населения России. Известия Общ. любит. естеств. антроп. и этногр. - М.: 1890. Т. LXIX, труды этнографического отдела. Т. XI. Вып 2. - С.1-234.<BR>35. Тульцева Л.А. Крапивное заговенье // Наука и религия. - 1979. - № 12. - С.42.<BR>36. Конкка А.П. Духовная культура сегозерских карел конца XIX - начала XX века // Труды ИЯЛИ КФАН. - Л., 1980. - 216 с.<BR>37. Харузина В. Несколько слов о родильных и крестинных обрядах и об уходе за детьми в Пудожском уезде Олонецкой губернии //Этнографической обозрение, 1906. - №1-2. - С.90-98.<BR>38. Лесков Н. Ф. Погребальные обряды кореляков // Живая старина, СПб. 1894. Вып. 1. Год 4. Отд. 2. - С.511-517.<BR>39. Дукарт Н.И. Весенне-летние праздники и обряды в северной деревне (конец XIX - начало XX века // Вопросы истории Коми АССР (XVII - начало XX века). Труды ИЯЛИ Коми ФАН СССР. Сыктывкар. 1975. Вып.16. - С.141-152.<BR>40. Винокурова И.Ю. Календарные обычаи, обряды и праздники вепсов (конец XIX - начало XX века. - СПб., 1994. - 125 с.<BR>41. Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа коми (материалы по психологии колдовства. - Л., 1928. - 192 с.<BR>42. Попов К.К. Зыряне и зырянский край // Известия общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1874. Т. 13. Труды этнографического отдела. Книга 3. Вып. 2. - 91 с.<BR>43. Жаков К. Языческое мировоззрение зырян // Научное обозрение, 1901. - №3. - С.68-84.<BR>44. Степанова А.С. Карельские свадебные причитания и ритуальная свадебная баня. // Обряды и верования народов Карелии. - Петрозаводск, 1988. - С.106-140.<BR>45. Конкка А.П. Карсикко: деревья-знаки в обрядах и верованиях прибалтийско-финских народов. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. - 286 с.<BR>46. Линевский А.М. Об охотничьих суевериях // Журнал «Охотник», 1929. - №3. - С.30-31.<BR>47. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми. - Сыктывкар, 1968. - 320 с.<BR>48. Тутельян В.А., Киселева Т.Л., Кочеткова А.А., Киселева М.А. Методологические подходы к созданию рецептур специализированных пищевых продуктов для больных сахарным диабетом на основе опыта отечественной традиционной медицины // Традиционная медицина. - 2015. - №3 (42). - С.44-51.<BR>49. Тутельян В.А., Киселева Т.Л., Кочеткова А.А., Смирнова Е.А., Киселева М.А. Перспективные источники фитонутриентов для специализированных пищевых продуктов с модифицированным углеводным профилем: опыт традиционной медицины // Вопросы питания. - 2016. - Т. 85. N 4. - С.60-73.<BR>
Downloads
Published
2017-06-30
How to Cite
Лебедева, Т. П., and К. Г. Ткаченко. “Peculiarities of Using Certain Plants in Folk Practices by Small Peoples of the North”. Traditional Medicine, no. 2(49) 2017, June 2017, pp. 28-33, http://www.tradmed.ru/index.php/tm/article/view/534.
Issue
Section
Naturopathy
License
Reproduction of any materials without the written permission of the publisher is prohibited.
The responsibility for the accuracy of the information contained in articles and advertisements are the authors and advertisers.